Все о тюнинге авто

Анастасий. Казанская семинария: выслушаем и другую сторону Митрополит казанский и татарстанский анастасий адрес

Нового митрополита Симбирского и Новоспасского Анастасия его новая паства в Ульяновске встретила отнюдь не по-христиански. Пресловутый гей-скандал 2013 года, который разгорелся в Казани, аукнулся новому владыке сегодня, но уже в нашем городе. Когда священнослужитель направлялся в Спасо-Вознесенский собор, чтобы провести там первую на ульяновской земле службу, верующие под предводительством двух местных священников, не пожелавших принять решение Синода РПЦ, начали кричать новому митрополиту «анаксиос», что в переводе с греческого значит «недостоин».

Зачатки скандала

Ровно неделю назад стало известно о том, что митрополит Феофан, приехавший в Ульяновск буквально в мае прошлого года, оставляет наш город и переезжает в Казань, чтобы стать там митрополитом Казанским и Татарстанским. В свою очередь глава Казанской епархии - владыка Анастасий должен был переехать в Ульяновск, чтобы занять место Феофана. Таково было решение Священного Синода русской православной церкви.

Однако среди ульяновского духовенства нашлись такие, кто (хочется верить) из благих побуждений позволил себе не согласиться с мнением руководства РПЦ и патриарха Кирилла. Ими оказались местные протоиерей Иоанн Косых и иерей Георгий Рощупкин, которые крайне болезненно восприняли тот самый скандал.

История из прошлого

Напомним, тогда владыка Анастасий был ректором духовной семинарии. В ноябре в нее внезапно нагрянули с проверкой представители РПЦ, которым от семинаристов поступила информация, что проректор по воспитательной работе семинарии, а по совместительству и пресс-секретарь владыки Анастасия игумен Кирилл якобы приставал к мальчикам. Подлил масла в огонь знаменитый диакон Андрей Кураев, который обнародовал стенограмму того «разноса», который устроил Анастасий учащимся за «донос».

Закончилась эта история тем, что наш новый владыка пост ректора семинарии покинул, однако архипастырем быть не перестал. И руководство РПЦ этому не противилось.

Что сегодня?

Хотя история эта осталась в прошлом, осадок остался. И видимо, больше всего этого осадка оказалось в душах двух ульяновских священников, которые нашли сторонников в рядах верующих. Основные их аргументы сводятся к тому, что Анастасий после нашумевшего скандала «на обелился». Согласно законам православной церкви, он должен был доказать свою непричастность содомскому греху.

Свое мнение они решили отстаивать весьма экстравагантным способом. Сегодня нового митрополита Симбирского и Новоспасского Анастасия в Спасо-Вознесенский собор в буквальном смысле не хотели пускать, чтобы тот не смог отслужить здесь свою первую службу.

По словам сразу нескольких очевидцев, достаточно большая толпа хором скандировала обидное для священнослужителя греческое слово «анаксио», которое переводится как «недостоин», и мешала старцу пройти в храм. Митрополита в свою очередь окружили другие священники и казаки, которые не давали агрессивной пастве подходить к нему близко. При этом сам владыка нес в руках икону, которая должна была его защитить. Очевидцы утверждают, что драки в буквальном смысле чудом удалось избежать.

Пугающая ситуация закончилась, к счастью, благополучно. Анастасий все-таки попал в храм, и его первая служба все-таки состоялась. Уже после нее он взял слово. По словам очевидцев, она растрогала сердца тех, кто все-таки остался до конца. Тем не менее, как будут в дальнейшем складываться взаимоотношения архипастыря и его паствы, пока не ясно.

Валерий Васнецов

Видео с Youyube (пользователь Марина Коротина) и "Вконтакте" (пользователь Иришка Брехова)

Выступление митрополита Казанского Анастасия перед семинаристами после отъезда московской комиссии (во главе с о. Максимом Козловым)

Митрополит Анастасий: Я хотел сегодня с вами побеседовать на тему, которая сегодня у нас обсуждается и будет обсуждаться еще очень долго. Сегодня за 15 лет существования духовной семинарии мне совершенно отвратительно не хотелось идти сюда, в стены духовной школы. Я не ожидал, что мы придем вот к такому отвратительному результату, к такому концу, можно сказать концу, потому что то, что вы сделали, это та подлость, которую может совершить человек, каждый человек в своей жизни. Но то, что вы стали подписантами, это, можно сказать, было для вас испытанием, первым испытанием в вашей жизни. Или ты человек, или ты просто-напросто такое существо, которое в любой момент из-за каких-то сиюминутных обстоятельств можешь отказаться.
Вы будущие пастыри. И вот на будущность пастырей как раз и проверялось ваша личность. Каждый субъект проверялся. Вам дали бумажки, и вы на этих бумажках подписали приговор. Вы думали, что подписали приговор одному человеку, но этот приговор вы подписали мне, подписали отцу Филарету, подписали всему руководству духовной семинарии. Вы, видите ли, не согласны с тем, как ведется здесь внутренняя церковная жизнь.
Отец Кирилл не останется в таком состоянии. Он как был священником, так и останется. Но то, что вы сделали, это будет потом отпечатком на всей вашей жизни! Не думайте, что вы все коллегиально решили судьбу его! Нет, вы, каждый в отдельности, решили его судьбу. Вы предали, предали человека. И в первую очередь стали предателями лично для меня, потому что посмотрите результаты этого вашего предательства. 37 человек подписались под тем, что «да, мы знали, что происходит в стенах нашей духовной школы».
Просветив вас, что такое гомосексуализм, о. Максим, начал рассказывать вам, что это такое, и вы стали говорить. 8 человек подписались под своими заявлениямм, что «Да, были такие случаи». А вы что, вы мужчины или не мужчины? Вот вы, попробуйте вот здесь кошку взять, чтобы ее погладить по животу, она дастся или не дастся? С ее согласия только можете это сделать. А тут получается, что вы тут бессловесные животные, вот меня погладили, вот меня за руку подержали. Всё, я страдалец, я теперь жертва, в данном случае.
А почему же вы жертвы? Почему же вы раньше ко мне не подходили? За время вашего пребывания в духовной школе я от вас не видел ни устного, ни письменного заявления о том, что кто-то насилует вашу личность, что кто-то повелевает вами, что кто-то вас заставляет пить вино, выезжать куда-то на квартиры или еще чем-то заниматься. От вас ни одного письма не было, хотя бы шёпота какого-то. Вот здесь сидят отцы-инспектора наши, проректор. Они ни разу не слышали от вас заявления. Где же вы, глупенькие и несчастненькие люди, страдальцы вы наши?! Где же вы раньше-то находились? Всё проходило как-то мимо вас, а вот тут приехала чрезвычайная комиссия московская, и вы говорите: дай-ка я сейчас всё расскажу, что творится в стенах духовной школы, какое безобразие, какие пороки присутствуют в нашей духовной школе.
Мало того, еще я сам видел, как вы, уходя отсюдова, просили телефон дать для контакта с о. Максимом, а если что такое мы будем вам сообщать. Это что? Это предательство. Это самое настоящее предательство! Как Иуда предал Христа, так и вы предаете идеалы нашей духовной школы. Вы всегда говорите, ах, как хорошо в нашей Казанской духовной семинарии, как тут материально все обеспечено. И вы не знаете что ли, как тяжело достается это материальное обеспечение. Ни о. Максим, ни председатель учебного комитета, ни кто там из высших церковных руководителей, палец о палец не ударят, для того, чтобы нам материально помочь, обеспечить питанием, образованием, теми же программами, по которым вы обучаетесь. Это все труд наших преподавателей, это все труд наших руководителей нашей духовной семинарии. Мы думаем, что это все с неба свалилось.
Так жить мы дальше не будем, потому будем применять все строгости. Будем регламентировать нашу духовную жизнь так, как в других духовных учебных заведениях.
Я сейчас сразу вам хочу заявить, что все эти распоряжения, все прошения, которые я вам подписал до этого момента, являются недействительными. Если пришли сюда учиться, так надо учиться тому, к чему вы призваны, а не учиться на борцов, на водителей машин или еще на кого-то. Хотите за двумя зайцами угнаться. Ничего этого не будет! И это касается таких товарищей как Степанов Роман. Потому что он, видите ли, учится на борца, и, по-моему, борцовские качества у него более и более превалируют над качествами христианина православного. Он, видите ли, заявляет, что «инспектор для него не инспектор, а я вот скажу и ты от сюда вылетишь?!» Инспектору на «ты» заявлять о том, что ты отсюда вылетишь!?
Это что такое? Вы думаете, что уже власть в свои руки взяли? Что вы здесь уже приняли духовное руководство в духовной школе? Ничего не получится, друзья мои.
Будет у нас новый проректор по воспитательной части, который будет предъявлять те требования, которые необходимы для каждой духовной школы.
Я хотел бы вас только об одном спросить: а что же вас заставило, дорогие мои друзья, особенно ту восьмерку (посмотрите: только 27 человек подписались, что они ничего плохого здесь, в стенах духовной школы, не видят, а 36 человек, плюс еще восемь человек, видят здесь бардак, видят, что здесь не знаю что творится). Это ваше общее мнение такое? Я хотел бы услышать хотя бы от этих сорока человек, которые против тех порядков, которые существуют в нашей духовной школе.

Иеродиакон Владимир: Да, те 45 человек.

Митроп. Анастасий: Если уж так, то какие предложения вы вносите? Вы осмелели, вы были смелы, когда приехала вот эта комиссия, вы проявили свою смелость, вы подняли руку на меня, подняли руку на руководство нашей духовной семинарии. А чего же здесь-то сидите и молчите?! Чем вы недовольны?
Дмитриев Кирилл, ты ведь ползал там под дверями и подслушивал - чем ты был озабочен в этот момент?

Дмитриев Кирилл (студент пятого курса): Я не подслушивал. Когда это было?

Иеродиакон Владимир: Ну когда это было?!

Иеромонах Филарет: Тринадцатого числа.

Иеродиакон Владимир: Да, в пятницу тринадцатого числа.

Иеромонах Филарет: Около 20-00. Мне еще секунду подсказать тебе? Запись видео прокрутить? Под дверями инспектора ты зачем подслушивал?

Дмитриев Кирилл: Мне просто отца Александра было жалко.

Иеромонах Филарет: Зачем ты подслушиваешь под дверями? Что ты хочешь там услышать? И для кого, самое интересное? Кому ты хочешь дальше это рассказать? Нет, я догадываюсь, конечно. У меня еще пока, слава Богу, интеллект не сдох. Просто от тебя хочется это услышать, чтобы ты сартикулировал это.

Дмитриев Кирилл: Владыка, отец Филарет, я уверяю, я ничего не подслушивал.

Иеромонах Филарет: Я тебе не отец, а Владыка тебе уже не Владыка, по-моему, раз вы так поступаете. Какие отцы?

Митрополит Анастасий: А вы знаете, мы знаем! Вы думаете, все это было тайно? Мы знаем всех этих подписантов: кто подписался «за», кто «против». Всех мы вас знаем теперь, дорогие мои! Так что к вам будет соответствующее отношение!
Неужели за все время нельзя было прийти и сказать: «вот, Владыка, или отец Филарет, вот у меня такие неприятности с отцом Кириллом. Он меня заставляет куда-то ехать на дачу или что-то такое делать...». А вы что, бессловесные? Значит, вам нравилось ездить? Я видел неоднократно, как вы унижались. Мне стыдно было за вас! За вас, подписанты, когда вы на коленках пол мыли у него (отца Кирилла), в квартире убираете, вот это для вас было приятное такое занятие. Хотя это не входило в ваши обязанности. Вы всей душой служили батюшке, и вдруг против этого батюшки: «распни, распни его!».
Я не ожидаю, что вы мне сейчас что-либо сказали хорошего, потому что хорошего от вас ожидать не приходится. Поэтому еще раз хочу сказать, что я прошу отцов-инспекторов и будущего проректора, чтобы все прошения сначала тщательно рассматривались, а потом уже, если будет необходимость, мы можем решить тот или иной вопрос. И никаких этих состязаний спортивных, потому что учимся мы отвратительно, знаний нет никаких. Так, под шумок, все это проходит у нас.

Иеродиакон Владимир: Дожить до пятого курса так, чтобы не разбираться в богослужении! Но зато мы будем ходить заниматься гитарой, в воскресной школе с какими-то девчонками встречаться! В борцовские школы, в бассейны, куда угодно, только вне церкви.

Митрополит Анастасий: Я удивляюсь: какие вы борцы за нравственность?! Видите ли, вас просветили! А то, что, наверно, половина семинарии уже с бабами сожительствует! Мы ведь потом сквозь пальцы смотрим на то. А если говорят, что у священника должна быть девицей матушка. Какие там девицы? Протертые вдовицы у нас появляются! И все это проходит в нарушение канонических правил: рукополагаем вас потом. И вы, просто-напросто... Слишком много предоставляем вам благ.
Ну, естественно, я еще раз хочу поблагодарить вас за тот подарок, который вы мне преподнесли 13 декабря в день моей архиерейской хиротонии, к 25-летию служения в епископском сане. Поэтому мне следует, наверно, задуматься: наверно, пора уже от семинарии духовной как-то отстраниться, потому что так, с такими чадами духовными, просто неохота и нет желания ни общаться, ни работать. Так жить дальше нельзя просто-напросто.

***
Сразу скажу: пунктуацию и орфографию я поправил, чтобы по расшифровке стенограммы нельзя было определить характерные ошибки и по ним вычислить студента.

Кстати, из Устава КазДС:

http://каздс.рф/index.php/o-seminarii/ustav
6. Воспитанникам категорически запрещается приходить на прием к Архиерею без разрешения кого-либо из проректоров. Даже если нарушитель этого требования будет принят Ректором, данный воспитанник может быть наказан на усмотрение проректора по воспитательной части.

Ну тут орфографию я править не стал.

Первое правило политика: никогда не верь ничему, пока не поступит официальное опровержение.

Митрополит Анастасий прожил яркую и насыщенную событиями жизнь, уже более четверти века беспрерывно находясь на службе Богу и православной церкви. Несмотря на ряд скандалов и происшествий, пошатнувших его положение среди духовенства и православных мирян, нельзя забывать о большом количестве благих дел, которые он совершил для укрепления христианской веры и церкви в течение своей жизни.

Биография

Будущий митрополит Анастасий Казанский появился на свет 27 августа 1944 года. Поскольку его родители были чрезвычайно набожными людьми, судьба мальчика была предопределена ещё с рождения.

Сразу после окончания школы он делает свою первую попытку поступить на обучение в Московскую духовную семинарию, однако не поступает и вместо неё решает получить образование в строительном училище.

Несмотря на это, от своей мечты он не отказался и совмещал основной труд на заводе со службой в Успенском храме в чине пономаря.

В 1967 году он приезжает в Казань, где тогдашний архиепископ Казанский и Марийский Михаил назначает его на должность псаломщика в Никольском кафедральном соборе. Видя, что юноша трудится не покладая рук, архиепископ способствует его продвижению по карьерной лестнице и в 1968 году рукоприкладывает его в звание диакона, а уже через несколько лет, в 1972 году, посвящает его во пресвитера.

Как и собирался в юности, он поступает в Московскую духовную семинарию и без труда её оканчивает.

Начало активного продвижения по службе

В сентябре 1976 года под руководством епископа Казанского и Марийского Пантелеимона принимает постриг в монашество и нарекается именем Анастасий, получив при этом сан игумена.

В том же году его назначают в тот же Никольский кафедральный собор, где он исполнял должность псаломщика, секретарём епархиального управления.

В 1983 году Анастасий заканчивает обучение в после чего его повышают в сан архимандрита.
С 6 по 9 июня 1988 года Анастасий являлся активным участником Посметного собора, проходившего в связи с 1000-летием крещения Руси.

Архиерейство

В конце 1988 года на собрании Священного синода издаётся указ, из которого следует, что он назначается епископом Казанским и Марийским, взамен удалившегося на покой по собственному желанию епископа Пантелеимона, того самого, который ранее был главным сподвижником продвижения Анастасия по службе.

В 1990 году Анастасий принял участие в а уже через три года, в связи тем, что из Казанской епархии были выделены некоторые территории, стал именоваться как епископ Казанский и Татарстанский.

Однако он недолго задержался в этом чине и уже 25 февраля 1996 года стал архиепископом, заняв через год после этого ещё и пост ректора Казанского духовного училища. Удивительно, но ровно через год училище получает статус семинарии, и влияние митрополита продолжает расти.

Священный синод, следивший за достижениями новоизбранного ректора, 16 июля 2005 года постановил включить его в группу, разрабатывающую документ, касающийся укрепления позиций православной церкви.

Весной 2012 года, в связи с очередным решением Священного синода, он получает должность священноархимандрита в нескольких мужских монастырях.

В 2012 году Анастасий становится главой вновь образованной Татарстанской митрополии и временно берёт на себя обязанности управляющего Чистопольской епархией.

Несмотря на далеко не маленький сан, вершиной его православной карьеры стало возведение в сан митрополита 18 июля 2012 года. Несмотря на то что после скандала, разразившегося в стенах подчинённой ему семинарии, среди верующих появились первые слухи о том, что митрополит Анастасий Казанский уходит на покой, они не подтвердились, ведь уже 13 июля 2015 года его назначают на должность митрополита Симбирского и Новоспасского и, соответственно, он становится главой Симбирской митрополии.

Начало неудач

Внимание общественности к митрополиту Анастасию появилось начиная с того момента, когда прогремел первый скандал. Все началось с того, что в Татарстане произошла серия поджогов православных церквей. Несмотря на то что в них подозревали группу радикальных исламистов, виновные так и не были обнаружены.

Православные люди были ошеломлены тем, что митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий не предпринимает никаких решительных действий по выявлению виновных. Даже несмотря на те действия по выявлению поджигателей, которые всё-таки осуществил митрополит Анастасий, Казанская епархия всё же решилась выступить с осторожной критикой в его адрес.
И вот на фоне этих событий в Татарстанской митрополии разразился новый ещё более громкий скандал. На этот раз он напрямую коснулся внутренних проблем в руководстве самой митрополии.

Разразившийся скандал

Скандал, поразивший как православных мирян, так и духовенство, разразился в 2013 году, когда несколько учеников семинарии подали жалобу на развратные действия игумена Кирилла Июхина, занимающего при Анастасии пост проректора по воспитательной работе. В Казань из Москвы была срочно отправлена специальная комиссия с целью проверки того, как обстоит положение на самом деле. Приехав в семинарию, проверяющие столкнулись с тем, что пострадавших оказалось гораздо больше, а о своеобразных порядках, принятых в её стенах, была осведомлена большая часть учащихся, которые молчали из-за боязни быть исключёнными на последних годах обучения.

После ряда скандальных публикаций, волной прокатившихся в прессе, и решения, которое вынесла комиссия, игумен Кирилл Илюхин был отстранён от занимаемой должности и уволен с занимаемого им поста пресс-секретаря. В то же время митрополит Анастасий Казанский отстранён от должности ректора семинарии. Митрополит счёл за должное провести с учащимися беседу, сетуя на то, что они зря оклеветали игумена. Однако в полную силу скандал разразился только после того, как получил массовую огласку из-за того, что запись этого выступления была опубликована в блоге

Судьба семинаристов

В свою очередь, участь семинаристов, решившихся открыто подписать жалобу на игумена Илюхина, была предрешена. Например, из семинарии, был отчислен Степанов Роман, выступавший инициатором написания жалобы в Москву и недоучившийся совсем немного.

Несмотря на такое серьёзное обвинение, сам Илюхин от него практически не пострадал. Сейчас он служит в являясь советником местного архиерея, митрополита Виктора.

Однако следует отдать должное местным правоохранительным органам, которые начали проверку по факту совершённых преступлений. Как ни странно, подозреваемого в Твери уже не было, он спешно уехал в Казахстан и даже решил принять казахстанское гражданство.

Перевод в Ульяновск

Несмотря на благие дела, которые совершил митрополит Анастасий Казанский, скандал существенно испортил его безупречную репутацию. Несмотря на его перевод (с понижением) в Ульяновск, за заслуги перед людьми и церковью во время проводов из Казани глава Татарстана наградил его высшим орденом республики.

Однако на этом череда неудач у митрополита не прекратилась. Уже 20 июля, когда митрополит Анастасий Казанский (Симбирский) прибыл в Ульяновск, его встретили два священника в окружении мирян, скандируя: «Анаксиос!» («Недостоин!») Сторонники невиновности Анастасия тут же объявили, что митинг организован врагами митрополита. При этом даже патриарх Кирилл осудил подобное проявление недовольства.

Несмотря на то что митинг проходил весьма благопристойно, один инцидент укрепил враждебное отношение людей к митрополиту. Войдя в храм, они ещё несколько минут повторяли своё «Анаксиос!» Не сумев их успокоить словами, один почтенный протоиерей ударил православную мирянку по лицу. Это было последней каплей для митингующих, которые уже через несколько минут покинули храм, для того чтобы больше в него не возвращаться, пока митрополит Анастасий Казанский (Симбирский) будет занимать этот пост. После данных событий митрополит произносил свою проповедь практически в пустом храме, что не могло не сказаться на его и так пошатнувшейся репутации.

Благие дела

Несмотря на скандалы, в которых был замешан тогда ещё митрополит Казанский Анастасий, отзывы о его православных делах надолго останутся в памяти верующих людей. Его церковная деятельность в Казани длилась в течение примерно 25 лет, за время которых он успел сделать много благих дел.

При нем началось возрождение многих монастырей, включая и Раифскую обитель, где сейчас хранится Казанская чудотворная икона Богоматери. Кроме того, именно митрополит Анастасий Казанский (Симбирский) был основателем духовой семинарии, что не может остаться без внимания.

Заключение

Примечательно, что Первый храм, который вернул тогда ещё митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий - собор Петра и Павла, - празднует престольный день 12 июля, и именно на этот праздник пришлась весть об отставке митрополита.

На сегодняшний день ему исполнился уже 71 год, и среди православных верующих стали активно распространяться слухи о том, что уставший от мирской суеты митрополит Анастасий Казанский уходит на покой, однако это не совсем так. Глава не может покинуть свой пост, пока не найдёт себе достойного преемника, который продолжит укреплять положение православной церкви в России.

Активная фаза событий начала разворачиваться в центре Ульяновска накануне вечером, когда новый митрополит направлялся в Спасо-Вознесенский собор. Однако здесь митрополита Анастасия ждала отнюдь не теплая встреча.

Собравшиеся у храма несколько десятков верующих, завидев митрополита, начали громко кричать: «Анаксиос!» (с греческого — «Недостоин!»).

Другие священники и несколько казаков, обеспечивавших общественный порядок, окружили митрополита, чтобы тот с иконой в руках мог войти в собор. После этого толпа прихожан с громкими криками начала прорываться в храм.

Казаки пытались сдержать натиск верующих, но безуспешно. Очевидцы происшедшего говорят: массовой драки удалось избежать лишь по чистой случайности. Но без мелких потасовок дело не обошлось.

«Я попытался закрыть дверь в собор, чтобы вся эта толпа в храм не прошла, но куда тут! Одна бабка в меня просто вцепилась, до сих пор рука болит», — рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» один из казаков.

По его словам, полиции не было, казаков было мало. «Варвары могли бы и до алтаря дойти и весь собор осквернить», — рассказал мужчина. По некоторым данным, после происшедшего у 70-летнего Анастасия случился сердечный приступ.

Вместе с разгневанными прихожанами к собору явились и священники протоиерей Иоанн Косых и иерей Георгий Рощупкин, недовольные тем, что Синод перевел митрополита Анастасия из Казани на Симбирскую кафедру.

Имя епископа Анастасия (в миру — Александр Меткин) упоминалось в связи со скандалом в Казанской семинарии. В конце 2013 года выпускники пожаловались на домогательства со стороны проректора по воспитательной работе игумена Кирилла (Илюхина). Проверку деятельности игумена Илюхина провел учебный комитет РПЦ, а также прокуратура. В результате отец Кирилл уволился из семинарии, а весной прошлого года Синод освободил Анастасия от должности ректора семинарии.

«Голубой» шлейф и стал официальной причиной раскола в Симбирской епархии.

«Мы не обвиняем владыку Анастасия, мы знаем, что в обществе об этом стали говорить. Об этом писали в прессе, в интернете, об этом очень много было статей», — заявил собравшимся верующим протоиерей Иоанн Косых.

По его мнению, после волны слухов и обвинений Анастасий должен был либо «очистить свое имя», либо «уйти на покой и сказать: я не буду защищать свое имя, не хочу с ними воевать». «Но владыка Анастасий этого не сделал. И полтора года уже навет этот на Казанской митрополии», — сказал священник. Он объяснил, что борется исключительно за то, «чтобы Симбирская епархия не именовалась содомской и гоморской».

По словам протоиерея, ему и его коллеге иерею Георгию Рощупкину «уже угрожали». «Нам сейчас предлагают — вы замолчите, согласитесь на это. Нас обещали выгнать из храмов, а меня и из квартиры, потому что у меня нет жилья», — сказал Косых.

Он также предупредил, что «все таинства, которые совершаются священником или митрополитом, который нарушил каноны, недействительны». «Поэтому прошу вас молиться», — обратился он к пастве.

По словам Георгия Рощупкина, «они решили идти до конца в соблюдении канонов церкви». «Нам уже угрожали запрещением служения, — подтвердил он. — Одно беззаконие ведет за собой следующее беззаконие». Он также заявил собравшимся, что «на нашу землю сейчас пришла беда» и «великая кара постигнет нас в ближайшее время». Ранее клирики и паства выступали с обращением к митрополиту Феофану — именно его сменил митрополит Анастасий. В обращении, в частности, отмечалось, что «к священникам Симбирской епархии ежедневно обращается множество людей, которые крайне смущены дурными слухами о митрополите Анастасии». Сам иерей Георгий Рощупкин отказался комментировать «Газете.Ru» события, происходящие в Ульяновске.

Личный секретарь митрополита иеромонах Филарет (Кузьмин) в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» сообщил, что, по его сведениям, «протестующих организованно привезли и увезли на «Газелях».

«Действительно верующих, которые бы посещали храм, там было минимум. Мне непонятно, почему эти священнослужители ведут себя так. По сути, они устроили массовые беспорядки. Ведь нарушаются и гражданские законы, и происходит разрушение основного принципа церкви — единства», — пояснил собеседник «Газеты.Ru».

По его словам, любые конфликты внутри РПЦ должны решаться с помощью диалога и церковного суда, однако ни Рощупкин, ни Иоанн туда не обращались.

Иеромонах Филарет также сообщил, что от одного из граждан в полицию поступило заявление по факту организации священнослужителями беспорядков.

Православный богослов, протодиакон РПЦ Андрей Кураев заявил «Газете.Ru», что «патриарху важно показать своей гвардии (епископам), что он их ни в каких ситуациях не сдаст, если они будут верны ему».

«А вот рядовое духовенство важно, напротив, запугать. Тесная дружба с госвластью делает неинтересным мнение церковного народа. Вдобавок его мнение можно формировать с помощью манипуляций в медиа. Они уже начались: пошла демонизация несмолчавших. Мол, это проплаченные и бесноватые крикуны, которые хотели убить митрополита. Хотя это были просто прихожане, многие годы знающие этих двух своих священников. Им не нужно было никаких SMS-рассылок, флешмобов и гонораров», — пояснил Кураев. По его словам, «на непокорных священников в полиции Ленинского района Ульяновска уже оформляется дело».

Кураев также напомнил, что расследование сексуальных домогательств в Казани в конечном итоге «было спущено на тормозах».

Источник в РПЦ сообщил «Газете.Ru», что «ситуация в Ульяновске очень сложная». «Сейчас идут переговоры, стремительных решений тут быть не может. Надо немного подождать», — отметил собеседник «Газеты.Ru».

Сам митрополит Анастасий сегодня на службе в соборе назвал происходящее «майданом». «Да, я грешный человек, — признался он. — Я недостоин, может быть, по меркам тех людей, которые стоят сейчас во главе этого «майдана», пасторства. Но не им судить. Господь — мой судья, Господь — мой руководитель. Господь привел меня сюда. И если суждено будет, то у престола готов принять мученическую смерть от рук вот таких людей. Во всяком случае, отказываться от призвания Господа я никогда не буду».

По его словам, те, кто восстает против решения патриарха и против решения Синода церкви, будут «низвержены в бездну адскую».

Впрочем, в Ульяновске обсуждается и другая версия происшедшего конфликта. По слухам, глава региона Сергей Морозов нашел общий язык с митрополитом Феофано и его уход якобы был серьезной потерей для губернатора. В Ульяновске Феофан прослужил чуть больше года, успев снискать всероссийскую известность проведением торжественного молебна под флагами партии «Единая Россия» на площади 100-летия со дня рождения Ленина.

К слову, губернатор, сославшись на отпуск, не приехал на первую встречу с новым митрополитом, что подтвердил «Газете.Ru» секретарь Анастасия. С митрополитом встречались подчиненные главы региона.

День памяти:
9/22.05 – день кончины (1965 г.)

Митрополит Анастасий (Грибановский Александр Алексеевич) родился 6 августа 1873 года в день праздника Преображения Господня, в селе Братках Борисоглебского уезда Тамбовской губернии, где его дед по матери (Кармазиной), а потом отец, были священниками. Отца его звали Алексием, а мать – Анною.
Смерть рано похитила, в детском возрасте, всех братьев и старших сестер Саши, угрожала и ему. Но Господь сохранил ему жизнь среди многих детских болезней, через которые ему пришлось пройти вместе с ними.
О родителях своих позже вспоминал Владыка как о добрых, рассудительных и любящих, ничего не жалевших для его образования.

В ранние годы вразумил Господь Александра познать суету мира сего. Душа его с юности часто тосковала в этом мире, и он нередко оставался одиноким среди «юношей безумных», с упоением предававшихся жизненным наслаждениям.
Будучи пятнадцати лет от роду, он особенно глубоко почувствовал ничтожество всего земного, стал уклоняться от людей, сделался задумчив и охладел не только ко всем радостям жизни, но и к самой жизни, считая, что все ничтожно перед вечностью. Он был готов оставить школу и уйти в монастырь. Родителям стоило большого труда убедить его отложить исполнение такого решения до более зрелого возраста.

Александр окончил Тамбовское Духовное училище.
В 1893 году – Тамбовскую Духовную семинарию.

В 1897 году окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата Богословия.
В то время ректором академии был архимандрит Антоний (Храповицкий), будущий Первоиерарх Русской Церкви Заграницей. Здесь же молодой Александр познакомился и с архимандритом Сергием (Страгородским), инспектором академии.

В апреле 1898 года Тамбовским епископом Александром (Богдановым) в Тамбовском Казанско-Богородицком монастыре был пострижен с именем Анастасий, в честь преподобного Анастасия Синаита.
23 апреля владыкой Александром рукоположен во иеродиакона.
Вскоре затем – во иеромонаха.

В августе 1898 года ректором Московской Духовной академии архимандритом Арсением (Стадницким) отец Анастасий был приглашен на должность помощника инспектора родной ему академии, в которой оставался два года.

В 1900 году назначен инспектором Вифанской Духовной семинарии.

С июля 1901 года состоял в должности ректора Московской Духовной семинарии в сане архимандрита, после посвящения в сан епископа его предшественника архимандрита Трифона (князя Туркестанова).
Свое педагогическое служение в те годы отец Анастасий проходил под руководством своего дяди, митрополита Владимира (Богоявленского), будущего священномученика.

29 июня 1906 года в Московском Успенском соборе отец Анастасий был хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии, с местопребыванием в Свято-Данииловом монастыре.
В своем слове при наречении во епископа в порыве прозрения он предрек, что: «…время гонений для служителей Церкви не миновало: пастыри Христовы всегда были, как овцы среди волков, а теперь, быть может, наступают такие дни, когда мы снова увидим обиды, угрозы, разграбление и описание имений, храмы, обагренные кровью и из храмов соделавшиеся кладбищами».
С 1906 по 1914 год он – настоятель Свято-Даниилова монастыря, следующий после епископа Никона (Рождественского), бывшего даниловским настоятелем в 1904-06 годах.
Долговременное пребывание в Москве (около восьми лет в должности викария Московской епархии и настоятеля обители благоверного и преподобного князя Даниила, а считая годы учения – свыше двадцати) дало владыке Анастасию многосторонний опыт. Его духовный облик сложился под влиянием славных московских святынь и великого иерарха Российской Церкви Московского митрополита Филарета (Дроздова).
Он был близок к таким философам как Е.Н. и С.Н. Трубецкие, к потомкам славянофилов Д.А. Хомякову, Ф.Д. и А.Д. Самариным. Его глубоко уважала мученица Великая княгиня Елизавета Феодоровна, которой он позднее устроил усыпальницу в Иерусалиме. Но одновременно почитала владыку Анастасия и православная купеческая Москва, и вообще Москва, жившая церковной жизнью. Он был известен народу как аскет и молитвенник, притом придающий Богослужению не только уставность, но и музыкальную красоту.
Владыке Анастасию поручалось руководство торжественным прославлением святителя Гермогена, церковной стороной торжеств в Москве по случаю 100-летия Отечественной войны 1812 года и 300-летия Дома Романовых.

14 мая 1914 года он был переведен на самостоятельную Холмскую и Люблинскую кафедру.
Уже бушевала Первая мировая война, вскоре распространившаяся и на территории Холмской епархии. Был момент, когда Владыка один оставался в Холме, уже покинутом военными и гражданскими властями. На плечи епископа легла забота о беженцах, он отдал свой дом под лазарет для раненых. Он также посещал передовые позиции, ободряя войска действующей армии Юго-Западного фронта, совершал молебны и панихиды. Его патриотические проповеди отличались искренним вдохновением и красноречием.
За свои труды Владыка был награжден орденом святого Владимира 2-й степени.

В 1915 году получил необычную для духовного лица награду – орден святого благоверного Великого князя Александра Невского с мечами «во внимание, – как говорилось в Высочайшем рескрипте, – к отлично усердному служению Церкви Божией и самоотверженной и доблестной деятельности во время военных действий».

Когда наступил роковой 1917 год и многие даже в среде духовенства были охвачены революционным угаром, архиепископ Анастасий не поддался веянию времени и твердо встал на защиту Церкви Христовой от всяких посягательств как на чистоту веры, так и на ее канонический строй.

Участвовал в делах Всероссийского Поместного Собора 1917-18 годов, возглавлял Отдел церковного имущества и хозяйства, возглавил соборную комиссию, выработавшую чин интронизации новоизбранного Патриарха.
Решительно выступил против записки 32-х противников патриаршества. Свое выступление закончил так: «Церковь становится воинствующей, она должна защищаться не только от врагов, но и от лжебратии. А если это так, то Церкви нужен вождь».
После избрания Патриархом святителя Тихона (Белавина) владыка Анастасий как знаток древних уставов возглавил соборную комиссию, создавшую чин настолования (интронизации) Первосвятителя. На него же была возложена и организация торжеств при интронизации.
Он приобрел репутацию одного из лучших проповедников, достигнув этого не только природным дарованием, но и усердным трудом. Именно ему было поручено проповедовать при интронизации патриарха Тихона.
Архиепископ Анастасий был избран членом Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.
После настолования и молебствия с крестным ходом внутри Московского Кремля, разоренного и поруганного, Святейший Патриарх Тихон, по древнему обычаю, совершил объезд Кремля. Он выехал из Кремля в открытом экипаже, выбрав спутниками своими архиепископа Анастасия (Грибановского) и епископа Пахомия (Кедрова), следовавших за ним в отдельной коляске.

В марте 1918 года владыка Анастасий был награжден правом ношения бриллиантового креста на клобуке.

Как член Синода и один из самых доверенных сотрудников патриарха Тихона, он оставался еще несколько месяцев в Москве, участвовал в составлении актов об анафематствовании коммунистических безбожников и составил протест Патриарха против захвата Кишиневской епархии румынами. Румынская церковные и гражданские власти потребовали от архиепископа Анастасия выйти из канонического подчинения Русской Церкви и войти, вместе с Кишиневской епархией, в состав Церкви Румынской, но ни он, ни его викарии не согласились. Последние были насильно высланы из епархии, а владыка Анастасий, попытавшись проехать в свою епархию в октябре 1918 года, не был пропущен через румынскую границу, и вынужденно остановился в Одессе.

В 1919 году архиепископ Анастасий уехал в Константинополь и пребывал в Галате, в подворье русского Пантелеимонова монастыря.
15 октября 1920 года Временным Высшим Церковным Управлением Юго-Востока России, возглавляемым митрополитом Антонием (Храповицким), был назначен на правах епархиального архиерея управляющим русскими приходами Константинопольского округа, число которых быстро росло.
22 ноября 1920 года он был включен в состав ВВЦУ, заседания которого проходили в Константинополе, и избран заместителем митрополита Антония.
Владыка Анастасий возглавил Русский Комитет в Константинополе, объединявший до 35 организаций, организовывал общины, распределял прибывшее духовенство, находил помощь для нуждающихся и развил среди русских беженцев, числом до ста семидесяти пяти тысяч, плодотворную и многостороннюю пастырскую деятельность. Неоднократно приглашали его служить и в греческих храмах. Он оставался в Константинополе до 1924 года.

Архиепископ Анастасий являлся одним из заместителей председателя «Общего собрания представителей Русской Заграничной Церкви», позже переименовавшего себя в Русский Всезаграничный Церковный Собор 21 ноября – 2 декабря 1921 года в Сремских Карловцах в Сербии. Он возглавлял на Соборе отдел духовного возрождения России. Как председатель этого отдела выступил с докладом по вопросу о восстановлении Монархии в России. После длительного обсуждения Собор принял обращение к эмигрантской пастве с призывом молиться о восстановлении в России Монархии и Царствующего Дома Романовых.

С 13 сентября 1922 года владыка Анастасий вошел в созданный Архиерейским Собором в Сремских Карловцах временный Архиерейский Синод (вне юрисдикции Московского Патриархата), который стал правопреемником ВЦУЗ.

В 1923 году присутствовал в качестве представителя Русской Церкви на так называемом «Всеправославном Конгрессе», созванном патриархом Мелетием в Константинополе. Архиепископ мужественно возвысил голос против всех предложенных здесь новшеств, противоречащих священным канонам, веками освященным благочестивым традициям и обычаям. Архиепископ Анастасий явился главным оппонентом этого воплощения обновленчества, в то время как митрополит Антоний (Храповицкий) протестовал против него в переписке с православными патриархами. Благодаря их противодействию обновленчество на Православном Востоке не развилось многим далее насаждаемого из Константинопольского Патриархата «нового» календаря.

Вскоре после «Конгресса» последовал неблагоприятный поворот в отношениях Вселенского Патриаршего престола к Русской Церкви и патриарху Тихону, имя которого Константинопольский Патриарх запретил возносить в русских приходах в Константинополе, также не позволяя сноситься с Русским Архиерейским Синодом Заграницей.
В 1924 году Константинопольская Патриархия организовала особую следственную комиссию по делу русских архиереев, которые, по ее мнению, незаконно вторглись в ее компетенцию по окормлению русской паствы. Результатом стало запрещение в служении нескольких русских архиереев, в том числе владыки Анастасия, который был вынужден после Пасхи 1924 года покинуть Царьград и выехать через Францию в Болгарию. Там он принял участие в освящении Александро-Невского собора в Софии.

В течение десяти лет пребывал владыка Анастасий в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, выезжая ежегодно в Сремские Карловцы на Архиерейский Собор.
Привел в порядок имущественные дела Русской Духовной Миссии путем сдачи в аренду некоторых участков и возведения нескольких построек с помощью займов. И англичане, и греки уважали Владыку и считались с ним.

Указом Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Московского Сергия (Страгородского) от 22 июня 1934 года, в числе прочих «карловацких епископов», владыка Анастасий был запрещен в священнослужении.

10 сентября 1934 года Архиерейский Собор в Сремских Карловцах особым постановлением отверг указ митрополита Сергия (Страгородского) от 22 июня 1934 года о запрещении в священнослужении карловацких епископов. Под соборным постановлением стоит и подпись владыки Анастасия.

В 1935 году Сербским Патриархом Варнавой владыка Анастасий был возведен в сан митрополита и оставлен на постоянное пребывание в Сремских Карловцах в качестве помощника находившегося в болезненном состоянии Блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкого).

10 августа 1936 года, после кончины митрополита Антония (Храповицкого), владыка Анастасий как старейший по хиротонии архиерей и первый заместитель почившего был единодушно избран Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей, председателем Архиерейского Собора и Синода.
Ежедневно владыка митрополит Анастасий, являвший всем пример строго иноческой жизни, посещал Божественную литургию в Троицкой церкви и до поздней ночи занимался церковными делами. Во все воскресные и праздничные дни он сам совершал Богослужение и неизменно сам же проповедовал. Проповеди его захватывали слушателей художественностью стиля, тонкой отделкой мысли и разносторонней содержательностью.

В 1938 году немецкими властями была оказана помощь в ремонте девятнадцати русских православных храмов в Германии и выделены деньги на сооружение собора в Берлине, был принят закон об имуществе РПЦЗ в Германии.
12 июня 1938 года митрополит Анастасий обратился к Гитлеру с благодарственным адресом, в котором говорилось: «Лучшие люди всех народов, желающие мира и справедливости, видят в Вас вождя в мировой борьбе за мир и правду».

В августе 1938 года под председательством владыки Анастасия в Сремских Карловцах прошел II Всезарубежный Церковный Собор, который, среди прочего, осудил переход управляющего Зпадноевропейскими русскими приходами митрополита Евлогия (Георгиевского) в юрисдикцию Вселенского Патриарха, а также гонения на Церковь в СССР.

С перемещением Архиерейского Синода Зарубежной Церкви из Карловцев в Белград туда переехал и его председатель митрополит Анастасий, управлявший одновременно на правах епархиального архиерея русскими приходскими общинами в Югославии. Здесь, неподалеку от русской Свято-Троицкой церкви, являвшейся фактически его кафедральным собором, он провел первые годы Второй мировой войны.
Будучи ценителем науки, владыка Анастасий объединил вокруг себя ученых и общественных деятелей и наиболее просвещенных служителей Церкви, собирая их периодически на совещания. При Архиерейском Синоде учредил особый Ученый комитет, возглавленный магистром Богословия архиепископом Тихоном (Лященко). Пример Владыки способствовал расцвету духовной жизни русских в Белграде.

Для Югославии Вторая мировая война началась 6 апреля 1941 года, когда немцы вторглись в страну и вскоре захватили ее. Неожиданная бомбардировка Белграда 6 апреля заставила большинство населения бежать, и русские остались почти одни в полуразрушенном городе. Несмотря на падавшие кругом бомбы, во время налета митрополит Анастасий оставался на своем архиерейском месте в алтаре, а чредное духовенство служило молебен перед чудотворной иконой Божией матери "Знамение" Курской-Коренной. И это несмотря на то, что в непосредственной близости от церкви упало целых пять бомб, сгорела соседняя сербская церковь святого Марка, а у самой церковной стены двое суток пылал гигантский костер из зажженного бомбой склада бревен.
На второй день, 7 апреля, в самый праздник Благовещения, когда происходила особенно сильная бомбардировка, владыка Митрополит присутствовал на Божественной литургии, которую совершал в подвале Русского дома один из священников для множества укрывавшихся там людей. Эта литургия, совершенная в обстановке, напоминавшей катакомбы древних христиан, на всю жизнь запечатлелась в памяти у тех, кто на ней был. Все присутствовавшие, до трехсот человек, по благословению владыки Митрополита причащались после общей исповеди, ввиду явно грозившей всем смертельной опасности.
Ровно через неделю, в Лазареву субботу, в совершенно разгромленный и опустошенный город вошли немцы, и начались тяжкие для русской эмиграции в Югославии годы. Вместе со своей белградской паствой Владыка благодушно переносил и голод, и холод, и всевозможные стеснения и лишения, разные неприятности со стороны оккупационных германских властей и выпады враждебного отношения со стороны известной части сербского населения, поддавшейся коммунистической пропаганде.

После начала войны Германии с СССР Владыка воздерживался от заявлений в поддержку Германии; но в своем пасхальном послании за 1942 год писал: «Настал день, ожидаемый им [русским народом], и он ныне подлинно как бы воскресает из мертвых там, где мужественный германский меч успел рассечь его оковы. И древний Киев, и многострадальный Смоленск, и Псков светло торжествуют свое избавление как бы из самого ада преисподнего».

21 октября 1943 года в Вене митрополит Анастасий возглавил Совещание восьми епископов РПЦЗ, которое свидетельствовало о неканоничности и недействительности состоявшегося 11 сентября того же года избрания митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси и невозможности вследствие этого признать митрополита Сергия законным Патриархом.

С Пасхи 1944 года начались почти ежедневные налеты на Белград англо-американских бомбардировщиков, уносившие множество жертв, но, несмотря на явную угрозу жизни, Митрополит ни в чем не изменял своего обычного образа жизни, вдобавок к прочему навещая раненых, хороня убитых и утешая обездоленных. По его благословению духовенство стало совершать обходы домов с чудотворной Курско-Коренной иконой, от которой стали происходить обильные чудотворения.
Будучи непримиримым к иноверческой и инородческой советской власти, владыка Анастасий благословлял тех, кто боролся с нею. Полную поддержку его встретил Русский Охранный Корпус в Югославии. Поддержал Владыка и начинание генерала Власова, с которым лично встречался в Карлбаде (ныне Карловы Вары), где он проживал, когда, вместе с основной массой русских, должен был покинуть Югославию, с приближением красных.

В сентябре 1944 года, когда советские войска уже приближались к Белграду, главная масса русских обитателей его устремилась в Вену, куда эвакуировался и Архиерейский Синод Зарубежной Церкви. И здесь митрополит Анастасий не переставал служить во время бомбежек.
Из Вены митрополит с Синодом переехали сначала в Карлсбад.
Летом 1945 года – в Мюнхен, который на время сделался крупным центром русской церковной и общественной жизни.

В этот период, в апреле 1945 года, патриарх Московский Алексий I обратился к клиру Русской Православной Церкви Заграницей с призывом вернуться в лоно Матери-Церкви, но не был признан Синодом во главе с митрополитом Анастасием. Тогда же была принята резолюция, в которой, в частности, говорилось об «установлении молений о помощи Божией для освобождения России от большевистско-коммунистического ига».

На Архиерейском Соборе в мае 1946 года в Мюнхене был воссоздан Архиерейский Синод РПЦЗ, в который влилась значительная группа русских архиереев, выехавших из контролировавшейся Германией территории СССР.
Собор постановил отметить пятидесятилетие священнослужения, сорокалетие епископства и десятилетие первоиераршества владыки Анастасия принятием им титула «Блаженнейшего», правом ношения двух панагий и преднесением креста, но Владыка категорически отверг эти почести и уклонился от участия в юбилейных празднествах.

С 1948 года шло массовое переселение русских в США, и многие стали упрашивать Митрополита переехать с Архиерейским Синодом туда же.
24 ноября 1950 года митрополит Анастасий переехал из Мюнхена в Нью-Йорк (США).
25 ноября отбыл в Троицкий монастырь в Джорданвилле (штат Нью-Йорк), где совершил освящение новопостроенного каменного храма в честь Святой Троицы. После того состоялся Архиерейский Собор, в котором приняли участие одиннадцать иерархов РПЦЗ.
Здесь же, впервые в истории РПЦЗ, Владыкой был совершен чин мироварения и освящения мира, которое прежде РПЦЗ получала от Сербской Церкви.
Новая волна русских беженцев, прибывавших из Азии и Европы, в большинстве предпочла остаться под омофором митрополита Анастасия и с их прибытием возникло около ста новых приходов. Митрополит, несмотря на преклонные годы, предпринимал частые поездки, выступал на торжествах и собраниях, и продолжал рукополагать новых архиереев: Антония (Синькевича) во епископа Лос-Анжелосского (19.VIII.1951); Аверкия (Таушева) во епископа Сиракузско-Троицкого (25.V.1953); Савву (Раевского) во епископа Мельбурнского (24.I.1954); Антония (Медведева) во епископа Мельбурнского (18.XI.1956); Савву (Сарачевича) во епископа Эдмонтонского (28.IX.1958); Нектария (Концевича) во епископа Сеатлийского (11.III.1962).
Уже в 1951 году владыка Анастасий совершил поездку через северо-американский материк – в Калифорнию и с тех пор проводил зиму в Нью-Йорке, а немалую часть лета – в полюбившейся Калифорнии. В Америке Митрополит совершал сам и благословлял частые обходы приходов и домов с Курско-Коренной иконой, названной «Одигитрией русского рассеяния».

В феврале 1952 года резиденция митрополита и Синода переместилась в Нью-Йорк.

Думая о приближавшемся в 1956 году 50-летнем юбилее архиерейского служения Владыки, паства снова хотела достойно отпраздновать это событие, но скромный архипастырь вновь уклонился от чествования.

Последние годы жизни Митрополита были омрачены смутой в связи с постройкой нового кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» в Сан-Франциско, когда неразумные из клира и прихожан, вдохновляемые силами зла, воздвигли гонения на руководившего этой постройкой блаженного святителя Иоанна (Максимовича). Но вскоре молитвами и трудами архиепископа Иоанна все трудности постепенно были преодолены.
Митрополит же Анастасий стал все больше недомогать, был помещен в больницу на обследование, после чего уже едва мог ходить без посторонней помощи.

Чувствуя свою немощь, владыка Митрополит объявил архиереям, что решил уйти на покой, и предложил избрать ему преемника.
27 мая 1964 года на Архиерейском Соборе в день Преполовения Пятидесятницы новым Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви был избран епископ Брисбенский Филарет (Вознесенский), а митрополит Анастасий ушел на покой, сохранив почетное председательство в Синоде и получив, по единодушному решению членов Собора, титул «Блаженнейшего» с правом ношения двух панагий и преднесения креста, от чего прежде столь решительно отказывался.
Большой радостью для Блаженнейшего владыки Анастасия было состоявшееся на этом же Соборе прославление святого праведного Иоанна, Кронштадтского чудотворца.

22 мая 1965 года вечером, в возрасте девяносто одного года, митрополит Анастасий (Грибановский) почил, окруженный почитателями, в своих покоях в новом Синодальном доме в Нью-Йорке. Разрешительную молитву прочел его многолетний духовник архиепископ Аверкий (Таушев). Облачение тела почившего в архиерейские одежды по чину было совершено присутствовавшим при кончине Преосвященным Нектарием (Концевичем), епископом Сеатлийским.
В лице митрополита Анастасия ушел из временной жизни последний в Зарубежье представитель архипастырского сонма дореволюционной Императорской России и в то же время последний остававшийся в живых член Священного Синода Российской Церкви, то есть последний носитель для всех бесспорно законной церковной власти, избранной на последнем свободно созванном Поместном Соборе Российской Православной Церкви в 1917 году. Он был последний на то время архиерей, к благословляющей деснице которого припадал смиренно Помазанник Божий Царь-Мученик Император Николай Второй, светлую память о котором он с любовью хранил всю жизнь.
23 мая в Синодальном соборе была совершена соборно архиерейским чином, с митрополитом Филаретом во главе, Божественная литургия, а затем в течение дня целый ряд панихид над гробом почившего. Заупокойная литургия последовала 24 мая, на которой служило одиннадцать архиереев и шестнадцать священников, затем отпевание, а затем, 25 мая – цикл погребальных служб и погребение под алтарем монастырского храма Святой Троицы в Джорданвилле, рядом с гробницей архиепископа Тихона (Троицкого).

Литература:
1. Церковные ведомости, 1906, № 24, 323, № 26, 335; 1909, № 36, 339; 1912, № 34, 332; 1914, № 21, 256.
2. Прибавления к Церковным ведомостям, 1915, № 44, 2248.
3. Изв. Каз. еп., 1914, № 3, 80; 1911, № 35, 1019-1022.
4. ЖМП, 1932, № 9-10, 5; 1946, № 3, 26-31; 1948, № 6, 36-38; 1953, № 7, 32-39; 1954, № 2, 47; 1958, № 11, 18-19.
5. Прав. Собес., 1908, январь, 53, ноябрь, 594.
6. Кормчий, 1915, № 29, 342.
7. Холмский народный календарь 1917 год, 55, 58, 59, 63, 64, 85, 111, 117-121.
8. Миссионер. Календарь, 1907, 128.
9. Сергий, еп., Несколько слов по поводу раскольничьей деятельности митрополита Анастасия. Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год, 166-167. Булгаков, 1406.
10. Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке, ч. 2, Нью-Йорк, 1945, 34.
11. Православная Русь, 1963, 15, 5.
12. Православная Русь, 1965, 10, 4.
13. Зернов, Н.М., сост., Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре: 1921-1972, Boston: G. K. Hall & Co., 1973.
14. Шкаровский, М.В., Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на территории СССР), Москва, Крутицкое подворье; Общество любителей церковной истории, 2002, 508.
15. Евлогий (Георгиевский), митр., Путь моей жизни, Москва, Московский рабочий; ВПМД, 1994.
16. Митрофан (Зноско-Боровский), еп., Хроника одной жизни, Москва, Свято-Владимирское братство, 2006, 548-585.
17. Первый на Москве. Московский Данилов монастырь. Альбом издательства «Даниловский благовестник». М.,2000.
18. Аверкий, архиеп., Жизнеописание Блаженнейшего Митрополита Анастасия: http://www.holytrinitymission.org
19. Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке, ч. 2, Нью-Йорк, 1945, 34.
20. Н. Тальберг. Памяти митрополита Анастасия. Русская Православная Церковь Заграницей. В 2-х томах. 1968. Printed in the U.S.A. Т. 1, С. 274-287.
21. Завещание Блаженнейшего митрополита Анастасия. Русская Православная Церковь Заграницей. В 2-х томах. 1968. Printed in the U.S.A. Т. 1, С. 288-293.